Чемпионат Москвы по футболу 1914
Из-за начала Первой мировой войны соревнования были проведены в сентябре-октябре 1914 года по олимпийской системе с выбыванием. Победителем турнира стал клуб ЗКС.
|
|
Унион |
ОЛЛС |
В начале 1914 года главнокомандующим делом физического развития и спорта в России был назначен генерал-майор В.Н. Воейков, а 15 марта состоялось первое заседание временного совета при главнонаблюдающем за физическим развитием народонаселения Российской империи. Представители ведомств, председатели всероссийских спортивных союзов и другие лица по разным отраслям спорта собрались с целью «изыскать меры борьбы с грозным признаком вырождения могучего народа».
В этот день были заслушаны доклады председателя Российского олимпийского комитета В.И. Срезневского и генерал-лейтенанта Федорова. Упор был сделан на необходимость всестороннего физического развития народа, на поощрение занятий спортом. Пути развития физкультуры и спорта в России явились важной темой дискуссий на страницах печати, на собраниях спортивных лиг и клубов.
Обсуждались эти вопросы и на заседании комитета МФЛ, было решено поощрять среди фут6олистов занятия легкой атлетикой, для чего при выборе футболистов на ответственные матчи отдавать предпочтение тем, кто выполнил установленные нормы по разным видам легкой атлетики. Нормы эти были таковы: бег 100 м — 13 секунд, прыжки в длину — 4 м 75 см с разбегом и 2 м 25 см без разбега, прыжки в высоту с разбега — 1 м 30 см, без разбега — 1 м . Все эти упражнения должны были выполняться в футбольной форме.
С благотворительными целями и с целью пропаганды спорта в массах 25 марта в Москве на поле Замоскворецкого клуба спорта МФЛ устроила встречу между командами, условно названными «Сильные» и «Слабые». Победили «Сильные», среди игроков которых были «морозовцы» Акимов, Степанов, В. Чарнок, Голубков и Макдональд. Команда соперников была набрана только из русских игроков Москвы.
7 апреля 1914 года в Орехово-Зуеве в местечке Крутое состоялось открытие футбольного плаца на месте бывшего «дровяного склада» Викулы Морозова. С 1912 года на этом месте был обыкновенный «пятачок», на котором играли все, кто хотел. Выбоины, лужи были непременными ее спутниками, как, впрочем, и большинства других футбольных площадок. Новый же плац, построенный на этом месте, был иным.
Строили его под руководством английских специалистов. Поле было искусно дренажировано, а затем выравнивалось по ватерпасу. Через 30-40 минут после проливного дождя оно полностью просыхало, и на нем можно было играть. Трава на плацу росла густой и низкорослой, в народе ее называли «поросячьей». Вокруг поля была накатана гаревая дорожка, на западной стороне выстроен павильон и большая трибуна. Вокруг поля в три ряда стояли лавочки. По единодушному мнению прессы и знатоков спорта это было лучшее футбольное поле России. На его открытие в Орехово-Зуево приехала студенческая сборная команда Лондонского университета.
До начала игры прошло торжественное открытие стадиона с молебствием и «водосвятием». Святой водой были окроплены плац, ворота, трибуны и зрители. В книге «Первый вратарь сборной» ее автор Николай Соколов так описывает этот день: «Вся футбольная Москва ринулась в этот воскресный апрельский день в Орехово-Зуево. Железнодорожники Нижегородской линии были поражены необыкновенным даже для праздника (был второй день пасхи) наплывом пассажиров. Прицеплялись дополнительные вагоны, срочно формировались новые поезда... — Что случилось, господа? — недоумевали полицейские чины. — Куда все едут? — В ответ болельщики многозначительно и гордо произносили слова «Лондон — Орехово».
Но вот гремит салют из маленькой, где-то добытой организаторами пушки, торжественно разрезается широкая лента, протянутая поперек поля. Стадион открыт.
На этом матче присутствовал президиум Московской футбольной лиги во главе с его председателем Р.Ф. Фульда. Это был первый поединок впервые приехавших в Россию лондонских студентов. Их матч с «морозовцами» в этот день собрал до пяти тысяч человек местной публики и приехавших из Москвы.
В первые минуты встречи «морозовцы» усиленно оборонялись и очень редко участвовали в атаках. Англичане постепенно всецело взяли инициативу в свои руки, неоднократно их правый инсайд Бруль прорывался в штрафную площадку хозяев поля. Один из его несильных ударов с близкого расстояния завершился достижением цели. 1:0. Постоянно беспокоил защитников КСО и правый инсайд английской команды Локтон. На перерыв команды ушли при результате 4:0 в пользу лондонцев.
Разочаровал зрителей Вилли Чарнок, не сумевший показать свойственной ему активности и выдумки в игре. Несколько острых моментов создал у ворот англичан Макдональд: один из посланных им мячей попал в штангу, а другой мастерски взял голкипер гостей Виллиамс.
После перерыва с обеих сторон игра заметно активизировалась. Чаще защиту англичан стали тревожить Кротов и Кынин, последний даже вышел один на один с вратарем, но Виллиамс парировал удар. И все же «морозовцы» распечатали ворота гостей: Голубков удачно пробил корнер, и мяч от спины бека англичан отскочил в ворота. Хорошо действовали во второй половине игры защитники Куликов и Мишин, нападающие Акимов, Макдональд и Золкин, однако ниже своих возможностей играл вратарь Матрин. К концу матча разыгрались Кротов с Кыниным, но было уже явно поздно. Игра завершилась победой англичан со счетом 5:1.
В ходе игры болельщики неоднократно протестовали против «грубой» игры гостей. Зрителям казалось, что толчки плечом, порой весьма сильные со стороны британцев, есть проявление грубости. Однако такой силовой футбол не выходил за рамки правил, но не был еще взят на «вооружение» русским футболом. С точки зрения орехово-зуевских болельщиков было много нарушений правил, на которые рефери Белл глядел сквозь пальцы. Однако гости «умели толкаться», чем в немалой степени обязаны своей победе. Если бы русские видели настоящую игру англичан друг против друга, то они отнесли бы эту встречу к наиболее корректной.
«Русский спорт» так писал об игре англичан на своих страницах: «...у англичан прекрасная передача мяча, удары по воротам верны и метки. Общее впечатление от англичан получалось такое, как будто их на поле вдвое больше... Они играют весь матч одинаково сильно, энергично, не выдыхаясь. Много неприятностей доставляли Матрину Бруль и Бетман. Урок для «морозовцев» не должен пройти даром».
Англичане во время своего весеннего турне в Москву показали прекрасную техническую подготовку и новую систему распределения игроков на поле.
Через два дня в Москве на поле ЗКС прошел еще один товарищеский матч. На сей раз лондонцы встречались с командой московских студентов. Откровенно говоря, еще до игры болельщики ожидали разгрома местной команды. Англичане выставили в этот день ослабленный отсутствием ведущих игроков состав. Москвичи играли надежно и спокойно в обороне и, несмотря на постоянные атаки, умело защищались. Хорошо играл Тяпкин. Только в конце первого тайма англичанам удалось забить один мяч в ворота хозяев. И все же болельщики были правы. Во второй половине игры москвичи не выдержали заданного темпа. Гости активно атаковали и с помощью великолепно игравшего правого крайнего Бетмана забили несколько голов, доведя в конце матча счет до 7:0. За москвичей играли в этот день «морозовцы» Матрин и Золкин.
В своей третьей встрече англичане играли против русской сборной Москвы. Это было 11 апреля на поле ЗКС. 6 тысяч зрителей ждали победы от своих любимцев и постоянно подбадривали их на протяжении всей игры.
Первый тайм остался за англичанами. 1:0. В середине второго форвард Денисов забил ответный мяч. Однако сборная футбольная команда Лондонского университета сумела провести еще один мяч и вышла победителем.
На этом турне англичан не кончилось. 13 мая на встречу с «непобедимыми» вышла сборная Москвы. Этот день принес рекорд посещаемости стадиона ЗКС: посмотреть матч пришло 8 тысяч болельщиков. Судил встречу приглашенный из Берлина рефери М. Брандт.
Игра проходила в высоком темпе, большую часть времени сборная Москвы провела на половине гостей, постоянно маневрируя, игроки наносили удары по воротам с разных дистанций. Англичане отвечали контратаками, одна из которых завершилась взятием ворот. Счет 1:0 сохранился до конца встречи. За сборную Москвы в этом матче играли от «морозовцев» Акимов, Голубков, Кротов, В. Чарнок, чье участие положительно отметила пресса, давшая широкий отчет о матче.
После игры в честь гостей был дан банкет, на котором присутствовали руководители Московской футбольной лиги, игроки, английский генеральный консул и представители Московской английской колонии.
Комитет МФЛ тщательно проанализировал результаты проведенных товарищеских встреч с лондонцами и создал комиссию для улучшения класса игры московских игроков. Тренеру А. Гаскеллу было поручено два дня в неделю тренировать только «морозовцев», а два других дня — команду «Унион». А. Гаскелл написал памятку футболисту, она была отпечатана и роздана всем игрокам этих клубов.
С весны 1914 года на новом стадионе в Орехово-Зуеве стали проводиться официальные соревнования среди команд МФЛ, ОЗФЛ, международные встречи и другие спортивные мероприятия. К этому времени Орехово-Зуевская футбольная лига была одной из крупнейших в России. Она насчитывала 29 кружков, которые имели в общей сложности свыше 30 плацев для игры и тренировок. Новый стадион собирал до 10 тысяч зрителей, а площадка в парке Морозовых — до 4 тысяч.
С годами названия клубов и кружков местной лиги изменялись. В 1914 году в ОЗФЛ входили: КСП — клуб-спорт «Павлово», ГСК — Глуховский спортивный кружок, КСА — кружок спорта при фабрике И.П. Абрамова, ДСК — Дулевский спортивный кружок, КФД — кружок футболистов при ст.Дрезна (фабрика И.Н. Зимина), КСЛГ — кружок спорта при фабрике Лабзина-Грязнова, СКН — спортивный кружок «Нега», СКР — спортивный кружок «Рыбка», КФПМ — кружок футболистов Подгорной мануфактуры, КФО — кружок футболистов «Омега» и т.д.
На лучших площадках команды проводили календарные игры первенства ОЗФЛ. Так, на поле за больницей С. Морозова состязались команды: «Озеровцы», «Нега», «Бавария», «Фортуна». На плацу в Зуеве играли «Орлы», ЗСК, «Дачники» и «Феникс». «Дикие» сражались, где придется.
«Орехово-Зуевская лига окрепла и завоевала всеобщие симпатии, писал спортивный корреспондент из Орехово-Зуева, громадная запись желающих вступить в ОЗФЛ как нельзя лучше подтверждает вышесказанное. Фабричная администрация тоже идет навстречу и, надо полагать, что в недалеком будущем Орехово-Зуево будет одним из самых больших спортивных центров».
В своем составе лига имела сильные спортивные клубы. Ореховский кружок спорта («купцы»), например, поставил в главную команду «морозовцев», играющую на первенство МФЛ и неоднократного чемпиона кубка Р.Ф. Фульда, несколько классных игроков и среди них Кротова, Степанова, Завьялова, а также братьев Ажновых.
В 1913 году второе место в розыгрыше кубка ОЗФЛ после ОКС занял Зуевский спортивный кружок. Кружок к этому времени имел прекрасное поле. От ЗСК в команду «морозовцев» влились молодые и способные футболисты Куликов и Жаворонков.
Достойными конкурентами лучших команд лиги были и новички в ОЗФЛ — команды ГСК и КСА. Тот же корреспондент, рассказывая о местной лиге, писал перед началом футбольного сезона 1914 года: «Публика, в особенности рабочие, только теперь и разговаривают о начале футбола, и 4 мая начнется великое переселение с плаца на плац».
27 апреля в Павлово-Посаде по случаю открытия Клуба спорта состоялся большой спортивный праздник. Более 5 тысяч зрителей стали его участниками. После молебна и освящения плаца на поле вышла первая команда Клуб-спорта «Павлово». Соперниками ее были специально приглашенные на это торжество футболисты КСО. Преимущество «морозовцев» было бесспорным, и они победили со счетом 5:1. За КСО играли в этот день Гринвуд, Мишин, Куликов, Степанов, Андреев, Андрианов, Шелобанов, Золкин, Макдональд, Жаворонков и Голубков. Павлово-Посадские футболисты вышли в составе: И. Чесноков, Ансеров, Смирнов, Анисимов, Каменский, Хухарев, Соколов, Молчанов, Б. Чесноков, Карпихин, Ф. Попов.
В этот же день лига любителей легкой атлетики Орехово-Зуева устроила состязания в эстафетном беге 4x100 м, беге на 1500 и 100 м, толкании ядра, метании молота, а также по прыжкам в длину и высоту с разбега. Эстафету выиграла команда КСО в составе Каштанова, Кынина, Шибаева и Макарова. Шибаев одержал победу и на длинной дистанции. В остальных видах соревнований победили Кондратов, Львов и Князев.
Активно работала местная секция велосипедного спорта. Стараниями ее руководителя Николая Федоровича Смирнова в Орехово-Зуеве устраивались так называемые велосипедно-моторные гонки. Н.Ф. Смирнов заразил многих велосипедным спортом своей тысячеверстной поездкой в Финляндию в сопровождении членов КСО Маслова и Тихомирова. 27 апреля 1914 года он вместе с товарищами по спорту отправился по маршруту Орехово-Зуево — Тверь — Новгород — Псков — Петербург — Рига — Варшава — Гомель — Житомир — Киев — Москва — Орехово-Зуево.
При общем подъеме интереса к спорту, к занятиям футболом, легкой атлетикой, при массовой организации кружков, спонсорской деятельности фабричных администраций отношение фирмы Саввы Морозова к физкультуре и спорту нередко вызывало критику в печати. Летом 1914 года критике подверглась администрация фабрик С. Морозова за то, что она не привела в порядок плац футбольного кружка «Нега», на котором играли все кружки, организованные из рабочих и служащих этой фирмы. Поле до того было запущено, что через него ездили все, кто хотел, оно не было огорожено, находилось все в рытвинах.
«Вообще у администрации С. Морозова на дню семь пятниц, — отмечал журнал «К спорту» в июне 1914 года, делая павильон для команды КЛС, по непонятным причинам она в продолжение двух месяцев не может достроить. Неужели за неимением средств? Тратя для кучки высшей администрации бездну денег на приглашение «знакомых» артистов, для массы ничего не делают».
Словно продолжая начатый разговор, в июльском номере этого журнала автор статьи, видимо, подписавшийся псевдонимом «Ореховец», добавляет: «Я еще раз отмечу странное отношение администрации фабрик С. Морозова к своим командам. Все команды Саввы Морозова имеют при себе няньку в лице Африканова по назначению высшей администрации, но нянька эта занята исключительно выделыванием разных ПА на танцевалке и менее всего следит за врученными ей командами. За последнее время игроки команд Саввы Морозова возбуждают массу разговоров и насмешек со стороны публики. Костюмы ужасные — должно быть, сшиты из морозовского брака, некоторые команды вид имеют пестрый... Я думаю, что лига терпит это все последний год и в будущем все наладится к лучшему. Единственная команда С. Морозова КЛС стоит выше всех похвал, несмотря на уход таких игроков, как Андреев-1 и 2, Степанов; команда остается грозой для всех, всегда в полном составе, корректна и вполне заслуживает симпатии публики всех слоев».
Меж тем предстоял розыгрыш первенства России по футболу. Свои заявки для участия в нем подали футбольные лиги Москвы, Орехова, Богородска, Риги, Твери, Ржева, Киева, Чернигова, Юзовки, Ростова-на-Дону, Симферополя, Севастополя, Херсона, Кишинева, Николаева, Харькова и Елисаветграда.
В середине июня сборная футбольная команда России в составе тринадцати игроков без запасного вратаря выехала из Риги через Копенгаген в Мальме, Стокгольм и Христианию для участия в Олимпийских балтийских играх в Мальме. Русский футбол был представлен на них только Москвой, ибо из-за внутренних распрей с Москвой Петербург отказался от участия в играх. «Самое печальное явление в русской жизни, писал тогда журнал «К спорту», это сведение личных счетов в то время, когда нужно стать всем вместе на защиту национального дела». От «морозовцев» в сборную был включен лишь А. Кротов.
На балтийских играх футболисты России, хотя и завоевали бронзовые медали, выглядели бледно. Первый матч они проиграли Германии. 0:7. Затем со счетом 8:1 их обыграли шведы. В Христианию они приехали усталыми. Их поместили на временное житье в монастырь, питались они плохо, настроение было не победным.
На местном стадионе они встретились 29 июня со сборной командой Норвегии. На матче с семейством присутствовал сам король. 10 тысяч зрителей поддерживали хозяев поля. Первый гол в ворота норвежцев забил центрфорвард сборной России «морозовец» Александр Кротов. Во втором хавтайме хозяева сравняли счет, который так и не изменился до конца встречи. После матча за прекрасную игру А. Кротову от имени короля вручен памятный подарок.
Медленно, по-русски неразворотливо, но мощно, входили в спорт большие потенциальные силы народа. На примере Орехово-Зуева можно год за годом проследить за этим уникальным явлением истории и общественной жизни. Летом 1914 года игры ОЗФЛ были в разгаре. Журнал «К спорту» писал в это время: «29 июня у нас опять большой спортивный день. На гонках в Дубровке толчея; на плацу народного гуляния, где играли решающий матч из-за первенства в категории вторых команд, было не менее 3-х тысяч людей. У «купцов» и Зуевского спортивного кружка тоже приличные сборы. Все это доказывает, что спорт в Орехово-Зуеве все идет вперед громадными шагами и недалеко то время, когда центр спортивного интереса перенесется из Москвы к нам. Про футбол нечего говорить, им заражено все и вся. Теперь с образованием легкоатлетической лиги начинается увлечение атлетикой...»
Летом 1914 года восемь европейских государств включились в конфликт, давший начало первой мировой войне. 20 июля (по старому стилю) в Николаевском зале Зимнего дворца в присутствии царя был зачитан манифест о войне и совершено молебствие о ниспослании русскому оружию победы. В России на какое-то время почти замерла спортивная жизнь: были отменены состязания, прекратились тренировки. Тысячи спортсменов стали под знамена воинских частей для защиты своего Отечества
|